Мониторинг храмов Абхазии

Мониторинг состоялся с 21 по 28 августа 2011 года.

В ходе поездки были осмотрены особо значимые христианские памятники истории и архитектуры на территории Республики Абхазия.

1. Храм во имя Св. Ипатия Гагрского VI-VIII века.

Храм расположен на территории Византийской крепости Абаата в г. Гагра.

Крепость Абаата, расположенная на территории Гагрского приморского парка, — древнейшее оборонительное сооружение Абхазии IV-V веков.

Внутри крепости в VI-VIII веках христиане построили храм Покрова Божьей матери. В последующем храм был священ во имя Св. Ипатия Гагрского.

Храм Св. Ипатия – один из древнейших образцов трехцерковных базилик на территории Абхазии. Пережив период генуэзских факторий и турецкого господства, храм почти полностью сохранил свои древние формы и неповторимый облик. В 1902 году храм реставрировали, его свод был перестроен. С целью сохранения памятника в 1958 году проводились ремонтные работы, а впоследствии в его стенах был открыт музей абхазского оружия.

Последняя реставрация храма состоялась летом 2007 года. Была воссоздана внутренняя обстановка, установлен новый иконостас, проведено освещение.

Внешнее впечатление от состояния храма положительное. Храм охраняется и подсвечивается икуственной подсветкой в темное время суток. За храмом ведут наблюдение музейные работники.

Внутреннее состояние храма неизвестно, т.к. проход внутрь храма закрыт.

По информации местных жителей богослужения в храме совершаются крайне редко.


2. Храм Успения Богородицы X-XI веков в селе Лыхны.

Лыхны — село в Гудаутском районе Абхазии. Расположено в 5 км к северо-западу от райцентра Гудаута в равнинной зоне.

Храм Успения Богородицы X-XI веков крестово-купольный с богатой фресковой росписью XIV века. Внутри церкви находится усыпальница владетельного князя Георгия Чачба-Шервашидзе, при котором Абхазия вошла в состав Российской империи.

Собор является ныне действующим, он был закрыт лишь в период с 1945-55 гг. Территорию собора опоясывает низкая каменная ограда. Сразу за ней тяжелая каменная двухъярусная колокольня XIX века.

Собор несомненно нуждается в реставрации.

Внешне собор закрыт строительными деревянными лесами, а кровля храма накрыт сверху временной кровлей.

Внутри храма видны следы протечек и грибок уничтожающий уникальные фрески.

Так же нуждаются в реставрации и стены храма, т. к. в приделах храма отчетливо видны трещины. Так же трещинами покрыты и входные портики пристроенные к храму.


3. Храм Симона Кананита IX-X века в г.Новый Афон.

Храм X века является одной из величайших святынь Христианского мира.

Он стоит на левом берегу реки Псырцхи, рядом с известным новоафонским водопадом и электростанцией. Под храмом похоронен апостол Симон Зилот из Каны Галилейской (Симон Кананит), сын Иосифа Обручника, сводный брат Иисуса Христа, проповедовавший в Абхазии. Здесь также погребён царевич Димитрий, брат абхазо-имеретинского царя Георгия.

Храм был построен в IX-X веке, внутри него до сих пор можно увидеть фрагменты расчищенных древних фресок. Уникальный памятник средневекового зодчества, построенный на мощах апостола в IX-X вв., в период расцвета Анакопии. Какое-то время храм был усыпальницей высшего духовенства и центром Сухумской епархии. Он неоднократно реставрировался (последний раз в 1882 г.), но снаружи сохранил свой первоначальный облик. Внутри, под слоем поздней штукатурки, имеются небольшие фрагменты древней настенной росписи. В настоящее время храм является действующим.

Нынешнее состояние храма можно назвать катастрофичным, храм закрыт для посещения. В окнах отсутствуют стекла, часть окон затянута полиэтиленовой пленкой. В непосредственной близости храма ведутся строительные работы по замене электрокабеля для соседней электростанции, что может привести к уничтожению культурного слоя. Территория вокруг храма захламлена строительным мусором. Также мусором завалена могила 1-го настоятеля Ново-Афонского Монастыря. На фундаменте храма заметны трещины.


4. Симоно-Кананитский монастырь (Ново-Афонский монастырь) — мужской монастырьXIX века., г.Новый Афон

Расположен у подножия Афонской горы.

Основан в 1875 году монахами со Старого Афона (Греция) из обители св. Пантелеимона.

Музыкальные куранты самой высокой башни (колокольня в центре западного корпуса) Ново-Афонского монастыря являются подарком Александра III. Под колокольной башней расположена бывшая монастырская трапезная, стены которой, как и в маленьких церквах, расписаны фресками, выполненными известными волжскими мастерами — братьями Оловянниковыми. В центре четырехугольника, образованного корпусами монастыря, высится Пантелеймоновский собор, построенный в 1888—1900 годах. Изнутри стены расписаны в 1911—1914 годах мастерами из села Палех Владимирской губернии и группой московских художников под руководством Н.В.Молова и А.В.Серебрякова. Пантелеймоновский собор является крупнейшим культовым сооружением Абхазии.

10 февраля 2011 года Правительство Абхазии передало монастырь Абхазской православной церкви в безвозмездное и бессрочное пользование.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил в монастырь святого апостола Симона Кананита в Новом Афоне в Абхазии нового настоятеля игумена Ефрема (Виноградова). Назначение русского настоятеля вызвало волну возмущений и острую реакцию среди националистически настроенной абхазской части населения. На церковно-народном сходе в Новом Афоне 4 апреля были приняты следующие решения: 1. Созвать 15 мая 2011 года Церковно-народное собрание в монастыре св. ап. Симона Кананита в Анакопии-Новом Афоне, с привлечением представителей всех структур нынешней Абхазской Православной Церкви, а так же представителей всех ветвей государственной власти и широкого круга общественных организаций, с тем, чтобы открыто обсудить и принять соответствующие решения в отношении будущего развития Абхазской Православной Церкви. 2. Пригласить на это Церковно-народное собрание — абхазское духовенство, находящееся за границей, а именно: иеромонаха Дорофея (Дбар), иеродиакона Давида (Сарсания) и послушника Леона (Аджинджал). 3. Поручить подготовку проведения Церковно-народного собрания иеромонаху Андрею (Ампар), вместе с монашествующими и сотрудниками монастыря св. ап. Симона Кананита в Анакопии-Новом Афоне.

Прихожане Русской Православной церкви, которые составляли ранее большую часть прихода монастыря, в настоящее время перешли в Сухумский кафедральный собор, где служит о. Ефрем.

На данный момент монастырь захвачен раскольничьей группировкой под руководством монахов Дорофея (Дбар) и Андрея (Ампар) которые заявили о создании собственной Абхазской Церкви.

Данное религиозное самообразование нипризнано ни одной из канонических Церквей, а значит является неканоничным и незаконным, а совершаемые в нем таинства и богослужения недействительными.

При посещении монастырь производит удручающее впечатление неухожености и пустоты.

Проводившийся ранее активный процесс реставрации остановлены. Хотя рядом с монастырем замечена строительная техника «Южной строительной компании».

Внешние стены монастыря покрыты трещинами и нуждаются в реставрации.

Отреставрированым внешне выглядит только главный собор.

Внутри собора уникальные фрески сильно повреждены, на стена видны подтеки протечек. Фрески осыпаются и портятся.

Уникальный монастырский сад превращен в свалку строительного мусора.

К въездным воротам XIX века пристроена современная сторожка.

Хочется обратить внимание и на моральный аспект: — приезжающим туристам не сообщается о том, что они находятся на территории не каноничной религиозной организации. У них принимаются записки на требы и продаются свечи. Более того «священнослужители» захватившие монастырь находятся в запрете, а значит вообще не могут совершать богослужения. Получается, что раскольнические и антироссийские настроения подпитываются деньгами русских же туристов.


5. Сухумский Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы

Был построен в 1915 году на средства греческой
общины г. Сухума и до 40-х годов ХХ века являлся Греческим храмом.

Кафедральным собором Сухумо-Абхазской Епархии он стал после второй мировой войны. По своей архитектуре собор относится к крестово-купольным, трехнефным храмам, имеющим купол византийского типа. В 80-х годах ХХ века при Митрополите Давиде были проведены ремонтно-строительные работы и у храма появилось несколько боковых пристроек. В связи с чем приходской храм превратился в собор.

В настоящее время он является главным собором Сухумо-Абхазской епархии. В этом храме рукополагались все клирики Абхазии, и он являлся местопребыванием абхазских митрополитов. Служба в нем ведется на четырех языках: абхазском, грузинском, церковнославянском и греческом.

Здесь же находилась гробница Иоанна Златоуста, а в 1990 году она была перенесена в место его кончины село Каманы, в одноименный храм, гробница является святыней христианского мира.

С 1993 года по сей день настоятелем собора является глава Епархиального совета Сухумо — Абхазской Епархии Священноиерей Виссарион (Аплиаа).

Внешне косметически отреставрированый собор несомненно нуждается в скорейшей капитальной реставрации — своды и стены собора изнутри покрыты сетью трещин. Видны потеки воды.

Находящееся рядом здание Епархиального управления так же нуждается в скорейшей реставрации, в части помещений (на лестничных маршах ) отсутсвуют окна, здание с однойиз сторон неоштукатурено и подвергается атмосферным воздействиям.


6. Монастырь св. Иоанна Златоуста в Каманах (Сухумский район)

с гробницей Мученика Василиска, местом кончины св. Иоанна Златоуста 14 сентября 407 г. и местом где произошло Третье обретение главы Пророка и Предтечи Иоанна.Эти территория с древних времен известна как место сосредоточения величайших христианских святынь!

Село Каманы расположено выше в горы за Сухумом, 12 км к северу, за Шромой у слияния западной и восточной Гумисты. Дорога пролегает через ущелье реки Гумисты.

Дорога очень плохая.

Здесь, в здании Каманского храма, можно увидеть каменный саркофаг Святителя Иоанна Златоуста. Мощи святого перевезены в древности в Константинополь.

К сожалению, плащаница Иоанна Златоуста, хранившаяся в стенах Каманского монастыря, во время войны была похищена.

Вокруг монастыря – пустырь и современные развалины, все монастырские корпуса разбомблены в 1992-93 годах. То, что осталось от достаточно большого Иоанно-Златоустинского монастыря сегодня – это чудом сохранившийся храм и два дома – трапезная и кельи.

Бывшая территория монастыря сейчас в запустении.


7. Главный храм срочно нуждается в реставрации — стены и потолок в трещинах, видны следы протечек, по трещине возле гробницы можно предположить, что разрушается фундамент.

Недалеко от Каманского монастыря, на холме находится гробница Мученика Василиска. Этот римский воин-христианин был сослан в Абхазию, на границу Римской империи.

Мученик Василиск был замучен и похоронен в Каманах на холме, где его мощи покоятся и до сих пор.

С 2002 года в Каманах внутри руин древнего храма Василиска возвышается деревянная часовня, подаренная Абхазии состоятельным туляком в благодарность за избавление его дочери от недуга водой святого источника!

Храм и гробница нуждаются в консервации и реставрации!

Близ места, где по преданию был убит Василиск, по сей день бьет источник, который считается святым.

В наши дни вода течет из-под каменной глыбы, когда-то являвшейся стеной часовни, построенной в древности над источником.

Выше монастыря в недоступных горах, есть место, где произошло Третье обретение главы Пророка и Предтечи Иоанна. По словам монахов Каманского монастыря, изображение головы на скале нерукотворное.

Лестница к месту обретения нуждается в ремонте, а само место обретения в установлении пункта охраны.

К сожалению, Каманы до конца не разминированы. Поэтому ходить в районе православных святынь пока можно лишь по тропинкам, огороженным специальными вешками.

Всех описаний и слов не хватит, чтобы выразить ту боль, которая охватывает сердце любого христианина, при виде разрушений и запустения в котором пребывают величайшие святыни всего христианского мира. В первую очередь это относится к Храму Симона Кананита, расположенному на мощах самого апостола из 12! Ведь именно на его свадьбе Христос сотворил свое первое чудо, претворив воду в вино. В Израиле в Канну Галилейскую съезжается множество паломников, чтобы посетить, то место на котором это случилось. Трудно вообразить, чтобы они испытали узнав, что сама могила апостола превращена в свалку, а храм доведен до разрушения, при полном попустительстве властей Республики и опекающей данную территорию РФ.

Необходимо принять срочные меры по ликвидации угрозы разрушения христианских святынь мирового значения. Если власть имущие безразличны к этим проблемам, необходимо бросать народный клич и спасать ситуацию «всем миром»!


8. Другие храмы Абхазской православной церкви

Всего по информации от 10.02.2011г. с официального сайта Кабинета министров Республики Абхазия Абхазской православной церкви переданы в безвозмездное бессрочное пользование 38 храмов и соборов.

Абхазской Православной Церкви переданы в безвозмездное бессрочное пользование 38 объектов историко-культурного наследия, а именно храмы, соборы и часовни.

Абхазской Православной Церкви переданы:

1) Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы в г. Сухум

2) Храм Покрова Пресвятой Богородицы в г. Гагра

3) Храм-часовня Пицундских святых в г. Пицунда

4) Храм Покрова Пресвятой Богородицы в г. Гудаута

5) Храм Успения Пресвятой Богородицы в с. Лыхны

6) Храм Покрова Пресвятой Богородицы в г. Новый Афон

7) Храм святого апостола Симона Кананита в г. Новый Афон

8) Храм Преображения Господня в с. Яштхуа

9) Храм святых равноапостольных Константина и Елены в с. Акапа

10) Храм пророка Божьего Илии в Гулрыпшском районе

11) Собор Успения Пресвятой Богородицы в с. Дранда

12) Храм архангела Гавриила в с. Дранда

13) Собор Успения Пресвятой Богородицы в с. Мыку

14) Храм святого Великомученика Георгия Победоносца в с. Илор

15) Храм святого Великомученика Георгия Победоносца в с. Чубурхиндж

16) Монастырь святого апостола Симона Кананита в г. Новый Афон

17) Монастырь святителя Иоанна Златоуста в с. Каман

18) Храм Преображения Господня в г. Гагра

19) Храм святой равноапостольной Марии Магдалины в с. Бомбора

20) Храм-часовня Пицундской иконы Божьей Матери в с. Лыхны

21) Храм святого Иоанна Крестителя в с. Анхуа

22) Храм Вознесения Господня на территории монастыря святого апостола Симона Кананита

23) Храм святого апостола Андрея Первозванного на территории монастыря святого апостола Симона Кананита

24) Храм Всех Афонских святых на территории монастыря святого апостола Симона Кананита

25) Собор святого великомученика Пантелеймона на территории монастыря святого апостола Симона Кананита

26) Храм святого мученика Иерона на территории монастыря святого апостола Симона Кананита

27) Храм иконы Божьей Матери «Избавительница» на территории монастыря святого апостола Симона Кананита

28) Часовня святого благоверного Александра Невского в г. Новый Афон

29) Храм святого Великомученика Георгия Победоносца на территории гостиницы «Аитар» в г. Сухум

30) Храм пророка Божьего Илии в с. Каман

31) Храм святого апостола Андрея Первозванного в с. Каман

32) Храм святого преподобного Феодосия в с. Дранда

33) Храм в с. Кацикыта

34) Храм в с. Багбаран

35) Храм Рождества Пресвятой Богородицы в с. Адзюбжа

36) Храм в с. Атара

37) Храм святителя Николая, архиепископа Мерликийского в с. Кутол

38) Собор Влахерской иконы Божьей Матери в с. Агубедиа;

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *